Главная Мой сайт Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 19.09.2024, 14:22
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Апрель » 4 » Гусь хрустальный о чем картина васнецова страшный суд. В умирающем Гусь-Хрустальном остановилось время
17:48

Гусь хрустальный о чем картина васнецова страшный суд. В умирающем Гусь-Хрустальном остановилось время





гусь хрустальный о чем картина васнецова страшный суд

Сергей Баландин

В умирающем Гусь-Хрустальном остановилось время

Чтобы узнать, как сегодня живет российская глубинка, мы отправились во Владимирскую область, в город Гусь-Хрустальный, где нашим собеседником стал архитектор Валерий Джигкаев.

Аким Мальцов и его наследники

По его словам, основание города связано с принятым правительством в 1756 году Указом о закрытии ряда предприятий, расположенных ближе 100 верст от города. Купец Аким Мальцов перенес свой стекольный завод из Можайского во Владимирский уезд, на речку Гусь.

Русские купцы в те годы мало походили на нынешних предпринимателей: они не только строили новые предприятия, но и возводили при них рабочие поселки со школами, церквями, богоугодными заведениями. Трудами Акима Мальцова такое же поселение появилось и при его Хрустальном заводе.

Он и его наследники построили рабочий поселок с добротными каменными домами для рабочих, каменную больницу, богадельню, Георгиевский собор по проекту академика архитектуры Леонтия Бенуа. Украшением храма стала картина знаменитого русского художника Виктора Васнецова «Страшный суд» и выполненная по его эскизу Владимиром Фроловым (его работы украшают станции метро «Новокузнецкая» и «Маяковская» в Москве) мозаика «О тебе радуется, Благодатная!».

В музее Хрусталя

Но в годы советской власти Гусь-Хрустальному был нанесен непоправимый урон: собор был перестроен, его купол и вся верхняя часть, колокольня были снесены, а храм занимали то под Дворец труда, то под кинотеатр, то под музей Хрусталя. На месте, где когда-то красовалась усадьба Мальцовых, был разбит сквер и водружена на пьедестал фигурка Владимира Ильича Ленина, который почему-то простирает правую руку по направлению к Торговым рядам. Их, между прочим, тоже построили при Мальцовых в 1853 году «для галантерейных мануфактур и съестных припасов».

«Именно в советское время, — считает Валерий Джигкаев,— началось планомерное уничтожение удивительного архитектурного образа города, которое планомерно продолжается в наши дни».

И он, еще в советские времена ставший главным архитектором города, старался сделать все возможное, чтобы сохранить его неповторимое архитектурное лицо.

За честность — в СИЗО!

В лихие девяностые генплан развития г. Гусь-Хрустального перестал быть законом для городских властей. Защищать интересы города было непросто. Если главный архитектор не давал разрешения на перестройку исторического памятника или строительство гаража там, где планировалась возведение общественного здания, проситель отправлялся к главе города Борису Юматову и каким-то образом получал вожделенный документ. Так же решались и земельные вопросы.

Были случаи, когда архитектору удавалось останавливать проведение работ, наносящих ущерб историческому облику города и мешающих его развитию. За что и оказался в … СИЗО в связи с обвинением в выдаче за взятки разрешений на незаконное строительство.

Состоялся и суд, который, несмотря на отсутствие серьезных улик (подписей Валерия Джигкаева под документами не было), признал архитектора виновным. Хотя и принял соломоново решение: срок «злостный взяточник» не получил даже условный. Отделался штрафом. Архитектор попробовал добиться справедливости через Европейский суд по правам человека в Страсбурге (Франция), но до адресата дошло только первое письмо: остальные таинственным образом исчезали. А Валерий Джигкаев стал проектировать интерьеры мальцовских домов.

Необратимый ущерб

К тому времени строительство начало разворачиваться в излюбленном месте отдыха горожан — Бариновой роще.

«Застройку Бариновой рощи удалось остановить, — отмечает Валерий Джигкаев, — только благодаря тому, что она не входит в городскую черту. Зеленые зоны внутри города интенсивно застраиваются. Этот процесс происходит во многих городах России, включая Москву».

Но, как признает архитектор, к тому времени в городе уже произошли необратимые изменения. Из-за незаконной застройки территории стадиона на берегу городского озера, к примеру, оказалось невозможным провести запланированное на ней строительство крытого спортивного комплекса.

На одном из городских рынков незаконно была передана огромная территория предпринимателю Евгению Шапореву. Он даже начал строительство рыночного павильона. Вмешалась прокуратура, принял решение об отчуждении земель суд. Но вопрос не решен до сих пор.

Строительство рыночного павильона

Непоправимый ущерб был нанесен и мальцовским домам — архитектурному символу Гусь-Хрустального.

Мальцовские половинки

В городе сохранились целые улицы одноэтажных коттеджей в три окна из красного кирпича с белыми каменными наличниками. Стоит только свернуть с главной магистрали города, как попадаешь в тихие и уютные кварталы хоть немного, но отличающихся друг от друга мальцовских домов. Каждый из них был рассчитан на две семьи. Отсюда еще одно их название — «мальцовские половинки». Интересно, что окна квартир лучших заводских рабочих смотрели на улицу, а тех, кто не представлял для владельца особой ценности — во двор.

«Индивидуальное строительство в городе, — говорит Валерий Джигкаев, — сводится, в основном, к реконструкции мальцовских домов, которые находятся в престижных местах. Причем ведется безграмотно — уничтожается историческая застройка, меняется облик города».

Вот так выглядят Мальцовские дома до реконструкции (фото слева), а так после (фото справа).

По его мнению, историческое наследие плохо защищено законодательно, что позволяет кое-кому превращать «смотревшие» при Мальцовых окнами во двор квартиры в двухэтажные глыбы, тяжело нависающие над фасадами и визуально подавляюще их. Или просто превращать их в некий лубок, не имеющий практически ничего общего с домами дореволюционных рабочих.

«Хотя, — отмечает Валерий Джигкаев, — качество интенсивной застройки благодаря применению новых технологий и современных материалов сегодня заметно улучшилось. Это позволяет получать более интересный и эффективный результат с точки зрения архитектуры».

Мальцовские постройки в Гусь-Хрустальном — это не только двухквартирные домики для рабочих. Местное управление образования располагается в здании мужского училища, построенном в 1897—1898 годах и располагавшемся в двух симметричных зданиях, выходящих на главную площадь города с Георгиевским собором в центре. Рядом с храмом — дом священника и дома причта, выполненные, как и сам собор, в псевдорусском стиле, а с недавних пор и памятник основателю города Акиму Мальцову. А в бывшей богадельне разместилась администрация города.

Администрация города разместилась в мальцовской Богадельне

Общественность защищает город

Чтобы спасти историческую застройку, Валерий Джигкаев уже при новом мэре Юрии Гришкине создал при горадминистрации общественный Градостроительный совет, в который вошли опытные архитекторы и строители, и возглавил его.

Градостроительный совет стал уделять большое внимание исторической застройке. Сумел остановить снос корпусов остановившегося завода «Стекловолокно». Он размещается по соседству с парковой зоной на берегу городского озера, которую планировалось застроить многоэтажными жилыми домами. В итоге вопрос был вынесен на обсуждение горожан, которые единодушно решили: парковой зоне на берегу озера быть!

Но спасти одну из первых мальцовских построек — шлифовальный корпус Хрустального завода (исторический памятник) не удалось. Как и ряд других строений, являющихся памятниками промышленного строительства 40—50 годов прошлого века.

Сегодня совет активно борется с попытками возведения новых зданий в исторической части города, бездумной перестройкой жилых домов мальцовских рабочих.

Вскоре Валерия Джигкаева снова пригласили на работу в горадминистрацию. Но, как отметил он, снова став в 2010 году бывшим главным архитектором, работать там просто невозможно: со времен Юматова во власти мало что изменилось.

О хрустале и дорожных технологиях

Зато строительство в Гусь-Хрустальном почти прекратилось: и городская казна пуста, и население, оставшись без работы, потеряло возможность вкладывать деньги в жилищное строительство.

Обанкротился Хрустальный завод, в прошлом году отметившего свое 255-летие. В советское время, когда хрустальные вазы и бокалы были символом достатка, здесь работали семь тысяч человек. За сутки они производили 200 тонн разнообразных изделий из хрусталя. Но с 2000 года завод четырежды прошел процедуру банкротства. Зарплату не платили месяцами.

Глава города Юрий Гришкин не слишком расстраивается из-за остановки завода: «Хрустальный завод еще не все. Кроме него, у нас есть еще 26 производств, а объем отгруженной продукции составляет 9 миллиардов рублей в год, к тому же у нас мощная перерабатывающая база».

Подобные высказывания Юрия Владимировича регулярно цитируют местные СМИ.

Валерий Джигкаев уточняет: «В городе не только Хрустальный завод — все крупные предприятия развалились. Гусь-Хрустальный сегодня фактически банкрот. В городе фактически не ведется массовая застройка — возводится только один дом. Строительством жилья занимается только одно предприятие — ООО «Стеклострой». По той же причине и асфальт на улицах разбит, и грязь повсюду. Можно сказать, что Гусь-Хрустальный умирает».

Словно в подтверждение этого тезиса, на проезжей части центральной улицы появляются дорожные рабочие. Грузовик вываливает им под ноги огромную кучу асфальта, и люди в оранжевых куртках начинают лопатами разбрасывать его по дороге. Еще одним участником ремонтных работ становится старенький каток, придавливающий черную дымящуюся массу к земле.

Юрия Мальцова, одного из представителей династии знаменитых заводчиков, не раз спрашивали, почему он тратит огромные средства на украшения для фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии.

«А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь...», — отвечал Юрий Степанович. Неужели его мечте не суждено сбыться?

Сергей БАЛАНДИН

Фото автора, Валерия Джигкаева, rozamira.ucoz.ru, skyscrapercity.com, savepic.ru



Источник: www.rcmm.ru
Просмотров: 879 | Добавил: comfor | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz